Об Академии

Меню

Кафедра медицинской психологии и психокоррекции

Кафедра размещается в корпусе № 3, кабинет № 10.

Медицинская психология рассматривает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного. Она изучает психические проявления болезней, роль психики в их возникновении, протекании, лечении, а также в укреплении здоровья человека.

Связи психологии и медицины настолько тесные, что для психологов, работающих в этой сфере, медицинские знания абсолютно необходимы. В то же время медики все более и более осознают необходимость психологических знаний для успешной лечебной работы. Таким образом, медицинская психология — это область научных знаний и сфера практической работы,которая в равной степени относится как к медицине, так и к психологии. При разработке проблем медицинской психологии объединяются усилия психологов, физиологов, врачей. Актуальность медицинской психологии определяется основным положением медицины о том, что врач должен лечить не болезнь, а больного. Медицинская психология, как отрасль прикладной психологии, выделилась в самостоятельную науку только в XX веке. Важный вклад в развитие медицинской психологии внесли 3. Фрейд, Э. Кречмер, В.М. Бехтерев, С.С. Корсаков, И. Россолимо. Первыми практическими психологами в медицине становились врачи. Как врачи-невропатологи или психиатры начинали работать 3. Фрейд, Э. Кречмер, Г. Роршах, В.М. Бехтерев, П.Б. Ганнушкина и другие медицинские психологи.

Практическая работа психологов в медицине была направлена прежде всего на разработку и применение методов психодиагностики (в целях медико-психологической экспертизы), а также методов психотерапии. Основными методами медико-психологического изучения больного были клиническая беседа и экспериментально-психологическое исследование душевнобольных. Герман Роршах (1884-1922) разработал проективную методику психодиагностики.

Основными методами психотерапии были суггестивные, психологические, психоаналитические (Кречмер, 1998). Суггестивные методы заключались в использовании внушения во время сна или под гипнозом. Подпсихологическими методами подразумевалось все, что связано с воспитанием, упражнением и трудотерапией. В начале XX века сформировалось новое направление медицинской психологии, созданное З. Фрейдом — психоанализ. Этот метод возник из опыта лечения истерических состояний и касался преимущественно клиники неврозов, психологического анализа невротических проявлений и их психотерапии. Среди учеников и последователей Фрейда были видны психотерапевты и медицинские психологи. Впоследствии некоторые частично разошлись с ним во взглядах и создали собственные направления в психотерапии и психологии. Наиболее известные из них К. Юнг и А. Адлер.

В развитии медицинской психологии большое значение имело возникновение лабораторий экспериментальной психологии при клинических психоневрологических учреждениях. С 1890 гг. под руководством П. Жане работала лаборатория в самой психиатрической клинике Франции в Сальпетриер. Практическая работа в психиатрии, исследования душевной жизни человека были главным направлением его деятельности. В то же время он был прекрасным организатором, способствовавшим развитию клинической психологии в Украине.

В 30-х и 40-х годах вышел в свет ряд важных работ по экспериментально-психологическому исследованию речи, мышления (Л. С. Выготский, А. Иванов-Смоленский, М.С. Лебединский и др), эмоционально-волевой сферы (А. Р. Лурия), по влиянию на работоспособность, отношению нервно-психических больных к труду (В.Н. Мясищев и др.) и некоторым другим разделам медицинской психологии.

Кафедра медицинской психологии МАУП основана на базе кафедры общей психологии в 2002 году. Основными задачами кафедры является ознакомление студентов с основами психики личности на базе курсов анатомии и эволюции центральной нервной системы, физиологии центральной нервной системы и высшей нервной деятельности. Студент должен усвоить взаимоотношение психики личности и болезни, то есть основы соматопсихологии, внутренней картины болезни и психосоматики. Известно, что около 70% больных обращаются в лечебно-профилактические учреждения в состоянии полного соматического здоровья. Следовательно, они нуждаются именно в психологической помощи.

Студент усваивает знания об особенностях психики пациентов с различными заболеваниями и людей в детском и пожилом возрасте. Целый блок знаний размещен в разделах аддиктологии (науки о психической и физической зависимости), виктимологии (науке о психике жертвы преступления или иного психологического воздействия). В последние годы большое внимание кафедры привлекают методы психопрофилактики, психотерапии и психокорреции, а именно методы арттерапии, методы психологического воздействия на человека и на толпу (психология брахиологии), методы невербальной и вербальной психодиагностики (психология профайлинга), методы детской и семейной психологии, геронтопсихологии, перинатальной психологии. Отдельный блок знаний в области медицинской психологии — консультативно-развивающая технология уже приобрела чрезвычайную популярноссти в странах Европы. Этот раздел медицинской психологии опираясь на психофизиологические механизмы мышления и памяти способен научить студентов развивающими средствами из ученика средних способностей сделать высокоинтеллектуального и способного к обучению индивида. За период с 2011 года до сих пор кафедра ввела впервые в Украине отдельную подготовку студентов по специализациям: медицинский психолог, геронтопсихология, арт-психолог, психолог перинатолог, детский психолог, семейный психолог, психолог психоаналитик, психолог гипнолог, психолог профайлер, психолог брахиолог, психолог консультативно-развивающей технологии.

В научном плане кафедра культивирует направление изучения причинно-следственных связей между заболеваемостью расстройств психики и поведения и другой соматической заболеваемостью. Впервые оказалось, что не все соматические болезни связаны с нарушениями психического здоровья. Кроме того, кафедра впервые обработала компьютерную программу и метод, который способен оценить у 140 показателей функциональной деятельности обоих полушарий большого мозга и построить его психофизиологический портрет. Метод, использованный в динамике, раскрывает значительные переспективы для скрининга средств и воздействий, которые так или иначе могут изменить деятельность мозга и отдельных его структур.

Итак, достояние кафедры крайне нужно науке медицинской психологии, практике и образовании.

Кафедру медицинской психологии и психокоррекции возглавляет с июня 2011 года кандидат медицинских наук, академик Украинской Технологической Академии, доцент Руль Юрий Владимирович. Ежегодно преподавателями кафедры выдается более 50 учебно-методических материалов, учебных пособий. На кафедре работают: доктор медицинских наук, заслуженный деятель науки, профессор Чуприков А. П., доктор психологических наук, профессор МКА, доцент Багрий Я. Т., кандидат медицинских наук, лауреат Государственной премии, Траченко В. А., доктор философии в области психологии, профессор МКА доцент Вакулич Т. Н., кандидат психологических наук, заместитель зав. кафедрой, доцент Федосова Л. А., кандидат психологических наук, доцент Чуприкова А. Г., старшие преподаватели Федик И. В., Кирилюк Ю. В., Завгородняя В.В., преподаватель Карачевская А. Л.

Базами производственной практики кафедры является ТМО «Психиатрия», девятая детская больница г. Киева и Киевская региональная таможня.

Кафедрой успешно реализуется профильный электронный научный журнал с доступом сайта МАУП «Медицинская психология» (главный редактор доц. Руль Ю.В.), где печатаются преподаватели и студенты.

При кафедре функционирует лаборатория психодиагностики и психокоррекции. Лаборатория организует курсы, тренинги по различным разделам медицинской психологии. В частности с 2014 года начали действовать платные курсы (30 акад. часов) из 110 направлений. Проводятся курсы по психологии профайлинга и гипнологии.

При кафедре действуют три научных студенческих кружка (руководители доц. Руль Ю. В., доц. Федосова Л. А., стажер-интерн Кулик М. С.). Проводятся научные преподавательско-студенческие конференции. В конференциях принимают участие слушатели старших классов гимназий и школ г.Киева. С тезисами, статьями этих конференций можно ознакомиться до и после конференции в электронном журнале кафедры «Медицинская психология».

Кафедра активно участвует в волонтерском движении по оказанию психологической помощи пострадавшим в АТО и членам их семей (доц. Вакулич Т. Н., доц. Федосова Л. А., ст. преп. Кирилюк Ю. В. и 8 студентов).

Кафедра активно готовит ученых-докторов философии в области психологии.

Поделиться ссылкой: