Кафедра общей психологии

Кафедра размещается в корпусе № 3, кабинет № 1.

Когда мы хотим определить особенности любой профессии, нужно предварительно выявить, почему возникла эта профессия. Это необходимо каждому из Вас еще и потому, что человек, который выбирает определенную профессию или специальность, должен четко осознавать содержание труда по выбранной специальности, особенности этой профессии.

Следовательно, термин «профессия» в переводе с латинского, французского языка означает «говорить публично, заявлять, объявлять» (Е. О. Климов). То есть, возникновение той или иной профессии социально обусловлено. Общество осознает необходимость в конкретной профессии, и она оформляется как отдельный вид труда. Что касается профессии психолога, то ее выделение произошло в ХХ веке на основе социального заказа со стороны представителей различных сфер жизни и труда человека, а именно: управления, образования, обороны, спорта, а также семейной жизни.

Зачем было делать этот запрос, если и так, мол, «жизнь научит»? Действительно, лучший учитель психологии — сама жизнь, а ее уроки человек усваивает задолго до того, как почитает книгу о ней. В практике живого общения люди усваивают немало психологических законов. Ведь каждый из нас является психологом, который с детства начинает со внешних признаков (мимики, жестов, голоса, особенностям поведения), «читать» других людей, их эмоциональные состояния, и на этой основе строить свое взаимодействие с ними. Эта донаучная «житейское психология» дает нам определенные ориентиры в нашей жизнедеятельности. В связи с этим возникает вопрос: «Не является ли психология аналогом здравого смысла?» (Д. Майерс). К сожалению, «здравый смысл» далеко не всегда правильно отражает существенные психологические закономерности и особенности развития человека. Именно поэтому, наш прогноз о поведении человека, его поступков часто не совпадает с реальными психологическими явлениями. Известный американский социальный психолог Д. Майерс в связи с этим отмечает: «Дело не в том, что здравый смысл является заранее ошибочным. Вероятно, что здравый смысл конечно прав, но уже после свершившегося факта. По этой причине мы легко вводим себя в заблуждение, думая, что знаем, как это было на самом деле. Именно поэтому, нам нужна психологическая наука, которая помогла отделить реальность от иллюзий...»(Майерс Д. Социальная психология / Перевод с англ.- СПб: Питер, 2010 -с.45).

Таким образом, для правильного понимания нашего поведения, поступков, характера надо знать психологию. Что же изучает психология?

Психология — это наука, которая исследует закономерности возникновения и развития психики, психических процессов, состояний и свойств. Психологические особенности человека и даже животных оказывают решающее влияние на нашу жизнь. Именно поэтому, знание психологии и ее использование является необходимым условием развития каждой личности и общества в целом.

В связи с этим, сегодня четко выделяются психологические профессии, которые дифференцируют следующим образом:

  • профессии, связанные с научным исследованием психологических закономерностей, особенностей возникновения и развития психики личности, специфики межличностного, межгруппового взаимодействия в социальных группах и т.д. — это научная или академическая психология;
  • профессии, связанные с преподаванием психологии. Преподаватели психологии имеют целью обеспечивать профессиональную подготовку психологов, повышать психологическую компетентность всех специалистов. Ведь программы подготовки управленцев, инженеров, экономистов, офицеров армии и органов внутренних дел, а особенно педагогов, содержат психологию, как учебную дисциплину;
  • . профессии, связанные с практической психологией. Целью работы практических психологов является предоставление психологической помощи всем людям по решению их психологических проблем. Можно утверждать, что в работе практических психологов, или, как справедливо называет их В.Г.Панок, практикующих психологов, есть черты научной психологии и ее преподавания.

По научной психологии, диагностика определенных психологических проблем клиента, которая является неотъемлемой частью его деятельности, имеет нечто общее с научным исследованием. А проведение психологического консультирования объективно содержит черты преподавательской деятельности, ведь здесь в определенной степени повышается психологическая культура клиента.

Проанализируем далее, в общем плане, что в нашей жизни нуждается в психологической помощи со стороны практикующего психолога.

Значимой особенностью современной жизни является сочетание высоких требований к профессиональной деятельности человека с «полипрофессионализмом» личности, ведь она вынуждена быть способной работать не только в пределах одной профессии, но и успешно, если этого требует жизненная необходимость, овладевать другие профессии.

И в такой ситуации тоже могут возникнуть определенные проблемы, в решении которых становится необходимым квалифицированная помощь психолога.

Некоторые сферы использования практической психологии

Психологическая служба нужна современной армии. Во-первых, здесь задачей психолога является оказание психологической помощи юноше по адаптации к новым (по сравнению с родственными) условиям службы: строгого режима, необходимостью подчинять свою жизнь уставным требованиям и тому подобное. Во-вторых, в современной армии является распространенной так называемая «дедовщина» — отношения военнослужащих, имеющих определенный срок общения с новобранцами, основанные на пренебрежении к их личности, издевательство. Такие отношения в некоторых случаях приводят к возникновению у молодых солдат чувства неполноценности, а у других — к трагическим последствиям.

Психолог-профессионал, работая с личным составом военных, способствует преодолению и предупреждению этих негативных явлений.

Положительную роль играет практический психолог в органах внутренних дел и пенитенциарных учреждениях. В этих сферах он нужен как эксперт, помогает определить мотивы и причины преступления, выявить особенности осознанности или неосознанности поступка правонарушителя. Кроме того, психолог необходим для предупреждения и преодоления профессиональной деформации личности сотрудников ОВД.

Важную роль играет психологическая служба в системе образования. Ведь, практический психолог предоставляет удобную помощь не только детям, которых мы воспитываем и обучаем и их родителям в решении насущных проблем отношений с детьми, а также педагогам в выработке наиболее правильных путей и методов обучения и воспитания.

Трудно переоценить значение психологической службы в сфере предпринимательства и бизнеса, так как развитие рыночной экономики ставит перед коммерческими организациями множество проблем психологического характера, а именно: разработка и восприятия рекламы, обеспечение конкурентоспособности продукции, предупреждения и разрешения конфликтов, создания положительного имиджа организации, технология ведения переговоров и т.д.

Практической психологической помощи и сопровождения требует управленческий труд. Отметим, например, проблемы профессионального отбора, распределения, адаптации кадров, разработки и принятия управленческих решений, создание благоприятного социально-психологического климата, совершенствование стиля руководства и др.

Практический психолог сегодня крайне необходим при решении проблем семьи, подготовки молодежи к семейной жизни, выработке оптимальных путей предупреждения и решения семейных конфликтов и тому подобное.

Все более популярным в современной жизни становится телефон доверия, который предусматривает предоставление каждому человеку психологической помощи в решении самых разнообразных проблем.

Практический психолог необходим также в сфере политики, так как за помощью к нему обращаются как будущие депутаты Верховной Рады, так и другие политические деятели. Он помогает им в анализе общественных настроений, интересов различных социальных групп общества, в прогнозе восприятия ими определенных политических решений. По рекомендациям психолога осуществляется создание политическими деятелями положительного, привлекательного для окружающих имиджа, способствует усилению психологического воздействия его личности на людей с целью реализации определенных идей, воплощение их в жизнь.

Без психолога невозможно представить себе космическую отрасль. Известно, что подготовка космонавтов, астронавтов осуществляется с помощью психологической службы, ведь космический полет требует особого психологического настроя, сильной нервной системы, высокой психологической устойчивости.

Профессиональный психолог — практик, помогая людям успешно решить их психологические проблемы, способствует сосредоточению личности на самоактуализации, духовного развития.

Какую бы сферу жизни и труда человека мы не выбрали, везде есть потребность в психологической помощи, психологическом сопровождении. Именно поэтому можно утверждать, что профессия психолога необходима в современном и будущем обществе.

Целью деятельности психологической службы в нашем обществе является содействие созданию позитивных условий для каждой личности, обеспечения психического и психологического здоровья народа Украины на основе использования достижений психологической науки.

Именно целью профессиональной подготовки практических психологов посвящено деятельность кафедры общей психологии Межрегиональной Академии управления персоналом, которая была создана в 1993 году.

Сегодня в составе кафедры — известные в нашей стране и за рубежом ведущие психологи и молодые сотрудники, которые объединены желанием помочь молодежи нашей страны стать высококвалифицированными психологами-практиками, сформировать у них необходимые теоретические знания и практические навыки и умения, соответствующие требованиям настоящего к этой почетной профессии.

Кафедру общей психологии возглавляет доктор наук в области психологии, профессор, Туринина Елена Леонтьевна, которая за научные достижения и высокие показатели в преподавательской деятельности награждена Европейским орденом «Екатерина Великая». Она имеет 90 научно-методических публикаций, в том числе 10 учебных пособий (3 из которых под грифом Министерства образования и науки Украины). Заместитель заведующего кафедрой Шопша А.Л. — Кандидат психологических наук, доцент. Кроме того, на кафедре работают: Ложкин Г.В.- заслуженный деятель науки и техники Украины, доктор психологических наук, профессор; Бондарчук А.И — доктор психологических наук, профессор Грись А.М. — Доктор психологических наук, профессор Коняева Л.Д. — Кандидат психологических наук, доцент; Ус В.И. — Кандидат психологических наук, доцент; Войтенко А.В. — Кандидат психологических наук, доцент; Зеленько А.А. — Кандидат медицинских наук, доцент; Ткачук Т.Л. — Кандидат психологических наук, доцент; Глушко Л.А. — Доктор философии в области психологии, доцент; Дориченко В.А. — Ст. преподаватель Диденко Р.Ф. — Ст.преподаватель.

Много различных учебных дисциплин изучают студенты — будущие практические психологи: общую, возрастную, педагогическую, социальную психологию, основы психологического консультирования и психокоррекции, теорию и практику психотренинга, этнопсихологии, психологии травмирующих ситуаций, психологию массового поведения, психологии творчества и тому подобное.

В нашем институте осуществляется постоянная уровневая подготовка психологов.

Первый квалификационный уровень, который закрепляется дипломом, является уровнем бакалавра. Будущие бакалавры изучают основы психологической теории. На занятиях по практикуму по психологии и на производственной практике в базовых психологических центрах они приобретают практические знания и умений по работе с клиентами.

Однако наши студенты не останавливаются на уровне «бакалавр». Они продолжают профессиональное обучение, с целью стать магистрами психологии. Ведь магистр психологии — это высший уровень профессионально-производственной подготовки, который дает право преподавать психологию в вузах и работать научным сотрудником в научно-исследовательских институтах.

Кроме этого, в МАУП после получения диплома магистра можно поступить в докторантуру (стать доктором философии в области психологии или доктором наук).

Обучение в нашем институте дает широкие и реальные возможности для Вашего творческого роста, профессионального и личностного совершенствования.

Повышению качества профессиональной подготовки способствует разработка сотрудниками кафедры общей психологии учебников, учебных пособий по различным психологическим дисциплинам. Это, например, учебное пособие С. Д. Максименка и В. О. Соловиенка «Общая психология», учебное пособие Н. Л. Коломинського «Психология педагогического менеджмента» и его монография «Психология менеджмента в образовании», учебные пособия «Основы психологического консультирования» (Хомич Г. А., Ткач Р. М.), «Экспериментальная психология» (Бондарчук А. И.), «Практическая психология конфликта» (Г. В. Ложкин, Н. И. Повякель), «Психология травмирующих ситуаций» и «Психология массового поведения» (Туринина О. Л.), «Экономическая психология» (Г. В. Ложкин, В. Л. Комаровская.) и другие.

Значительную помощь в овладении психологии студенты получают в работах Георгия Васильевича Щекина: «Как эффективно управлять людьми», «Основы визуальной психодиагностки» и др.

Кафедра общей психологии активно участвует в научной жизни нашей страны. Каждый год она проводит международные научно-практические конференции по актуальным проблемам теоретической и практической психологии. По материалам конференции изданыVІ выпусков «Научных трудов МАУП». Кроме этого, кафедра активно развивает научное творчество студентов. По материалам студенческих научно-практических конференций издано выпуск ХII «Научные труды МАУП — Реалии современной жизни в психологическом измерении». Под руководством кафедры работают студенческие научные кружки.

Совершенная профессиональная подготовка специалистов-психологов, формирование четкой профессиональной позиции психолога, использование личностных качеств в соответствии с требованиями профессии, активное профессиональное общение — все это помогает выпускникам Института социальных наук МАУП стать профессиональными психологами.

Поделиться ссылкой: