Новруз: история и современность

27 Березня 2013 15:23

Новруз является древнейшим земледельческим праздником, его происхождение связано с возникновением земледельческого календаря. Новруз отмечался еще три тысячелетия назад по солнечному календарю — 21 марта — в день весеннего равноденствия. Это, пожалуй, та малая толика знаний, которая имеется у каждого, кто не  связан с этим праздником напрямую. А если копнуть глубже – откуда произошел этот праздник, как его отмечали, и, прежде всего, в чем его суть – об этом и многом другом нам рассказал студент четвертого курса УАИМОЛ Мохаммад Азим Мохаммади из Афганистана.

Азим, расскажите, что-нибудь интересное.

«Навруз» с древнего фарси переводится как «Новый день», а означает начало нового года - это когда зима отходит, а все живое на земле оживает, молодеет, природа зеленеет. В этот день земля и все живое освобождается от холодных объятий зимы, у всех праздничное настроение, и я хочу поздравить всех с этим радушным восточным праздником!

Что-то не очень похоже, что зима уступает весне свое место! Это ведь очень древний праздник…

Да, Новруз, как праздник, известен еще с дозороастрийских времен, то есть, его отмечали еще до VIIвека до н.э. В государстве Ахеменидов (VI-IVвека до н.э.) и Сасанидов (III-VIIвека н.э.) Новруз считался главным праздником. Древнегреческий историк Страбон пишет об этом празднике: «В самые древние, давние времена и по сегодняшние жители Междуречья (Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи) собираются в этот день в Храме огня. Это самый почитаемый праздник, когда торговцы закрывают свои лавки, ремесленники прекращают работу, все веселятся, угощают друг друга теми напитками и кушаньями, которых коснулся огонь».

Судя по всему, праздник общенациональный, а произошел этот праздник откуда?

Считается, что происхождение праздника — древнеиранское, связанное с культом Солнца и именем легендарного пророка Заратуштры. Старейший источник, где упомянуто празднование Новруза — это священная книга зороастризма «Авеста». По преданию, в VIв. до н.э., когда Заратуштра беседовал с Ахура Маздом и Кей Хосров и поднимался на троне в воздух, распределяя доли счастья людям, этот день назвали «Днем Надежды».

Так в мире заведено, что с любыми нововведениями обязательно идет смена общественного уклада, были ли введены какие-либо реформы?

Да, в 272-273 г.г. Хормуздом, сыном Шапура, была проведена реформа календаря, благодаря которой Новый год, или, как его тогда называли, Новый День — Наусард (согдийское), Наусарджи (хорезмское), Науруз (персидское), должен был начинаться, когда солнце входило в зодиакальный знак Овна. До реформы Хормузда месяц имел 30 дней и делился на 6 пятидневок, и Новый год отмечался в течение всего месяца, но, в зависимости от социального положения, в разные дни. В первую пятидневку праздновали цари; во вторую — благородные; в третью — царские слуги; в четвертую — челядь; в пятую — ремесленники и торговцы; в шестую — крестьяне. После реформы Новый год стал отмечаться один раз в году в течение 6-ти дней. В 1-й день царь объявлял, что будет «сидеть для блага людей» (выполняя просьбы простых людей), во 2-й день он принимал дехкан — землевладельцев, в 3-й — всадников и мобедов (воинов элитного подразделения и представителей духовенства), в 4-й — членов семьи (кроме сыновей), в 5-й — принимал сыновей, а в 6-й — только тех, кого считал достойным своего общества.

Довольно интересные нововведения… Но ведь история происхождения праздника на этом не заканчивается?

Как указано в «Новрузнаме» («Книге о Новрузе») Омара Хайяма, история происхождения Новруза уходит во времена одного из древнейших в мире персидского царства — Пешдодиен. Традиция связывает Новруз с именем легендарного Джамшида, которому посвящено немало строк и в эпической поэме Фирдоуси «Шахнаме». В «Шахнаме» говорится, что золотым веком было для людей семисотлетнее царствование Джамшида. Это он научил людей носить одежду из ткани вместо звериных шкур, разделил их по профессиям и сословиям, упорядочил законы и правила, по которым должны жить люди. В «Авесте» говорится, что он возжёг в Хорезме первый по святости огонь зороастризма, огонь жречества — Атур-Фарыбаг. Когда Джамшид построил себе трон из чистого золота (по легенде, это был первый трон в истории человека) и поднял его на высочайшую гору во время восхода солнца, золото заблестело под солнечными лучами и стало светить, словно солнце. Этот день назвали Новрузом и стали праздновать его как начало нового года.

Омар Хаям довольно интересная личность… Возможно, Вы расскажете что-то из его книги о Новрузе?

В «Новрузнаме» говорится: «Когда Джамшид постиг этот день, он назвал его Новрузом и ввел его в обычай как праздник. Цари и другие люди последовали ему». В поэме «Шахнаме» начало празднования Новруза также связывается с началом царствования Джамшида:
«… словно Солнце небесных высот,
Сиял повелитель прославленный тот.
Сходился народ на его торжество,
Дивился величью царя своего.
Джамшида, осыпав алмазным дождем,
Назвали тот радостный день Новым днем.
То день был Ормазд, месяц был — Фарвардин.
Забыв о заботах, не помня кручин,
Под говор струны, за ковшами вина,
Вся знать пировала, веселья полна.
И люди тот праздник святой сберегли,
Как память о древних владыках земли».

Уходя своими корнями в традиции древних земледельцев Ближнего Востока и Центральной Азии, праздник не только пережил арабское завоевание, но и стал неотъемлемой частью культуры многих народов, исповедующих ислам, в том числе и афганцев.

 

Новруз очень почитаем мусульманскими народами, почему?

Как объясняет Бируни, почему Новруз почитаем мусульманами: «это день, который почитают ангелы (ибо в этот день они сотворены из огня) и пророки (ибо в этот день было создано солнце) и почитают его цари (ибо это первый день времени)». «В день равноденствия люди выходят на улицу, веселятся, едят некое кушанье, изготовленное из просяной муки, масла и сахара, — пишет Бируни. — Никто в этот день не работает».

Видимо, выходные дни почитаемы всеми народами!

Да, существует поверье, что с приходом Новруза на землю спускаются добрые ангелы (ферешта). Они дарят людям изобилие и благоденствие, радость и надежды. Но ангелы, по легенде, обходили дома, в которых затаились вражда и где забывали прибраться к новому году. Отсюда два очень важных ритуала Новруза: во-первых, тщательная уборка накануне праздника и, во-вторых, необходимость забыть вражду и ссоры. Ведь тот, кого переполняет ненависть, не может радоваться.

То есть, залог счастливого празднования – чистота и мир в доме. А имеет ли какие-либо особенности празднование Новруза в Афганистане?

 

Конечно, празднование Новруза имеет свои отличительные особенности! В Афганистане этот праздник носит еще название «Руз-е Дехкан» — День крестьянина или «Руз-е Нехолышони» — День посадки саженцев.

Жители Афганистана по всей стране отмечают Новруз массовыми гуляниями, готовят различные блюда и напитки, а также занимаются посадкой фруктовых деревьев в своих садах и огородах. Если говорить о деревьях, то их сажают в городских центрах для озеленения и красоты.
На Новруз в каждой афганской семье накрывается праздничный стол. Примерно за две недели до праздника на блюдах высевают пшеницу или чечевицу. К празднику их зеленые ростки должны достичь 5-7 сантиметров в высоту и стать украшением стола, символом рождения новой жизни, Нового года. В древности каждая из составляющих праздника имела особое значение для урожая будущего года, для судеб членов семьи. На дастархан ставилось зеркало, зажигались по числу членов семьи свечи, обязательно подавались большой праздничный хлеб или лепешки, чаша с водой, в которой должен был плавать зеленый лист, чаша с розовой водой, фрукты, орехи, рыба, петух, молоко, простокваша, сыр, крашеные яйца и т.д.

Имеют ли все эти атрибуты какой-нибудь символический характер или просто старая добрая традиция?

Сейчас эта символика утеряна, но традиция осталась. В настоящее время, что касается кухни, то в Новруз афганцы в основном готовят рис с зеленью и шпинатом, и мясо на обед и ужин. Каждая еда имеет символическое значение. Например, рис – зерна и хлеб, чтобы новый год был богатым хлебом и зернами. Еда, приготовленная из зелени и шпината, означает, чтобы весь год был зеленым и плодородным, а блюда из мяса – чтобы скота было много и всегда на столе была еда с мясом. А еще Афганцы готовят на Новруз «хафтмева» (компот из 7 компонентов – ядра грецких орехов, абрикос, яблоко, слива, миндаль, фисташки миндаля, темный и светлый изюм, сенджет) (семь видов продуктов, названия которых в персидском начинаются на букву С: яблоки, чеснок, уксус, грибы, сенджет, ростки зерновых, саманак).
Символом Новруза и нового года еще является саманак. О том, как появился саманак, существует несколько легенд.

Легенды – это очень здорово. Поведаете хотя бы одну?

Конечно! «Давным-давно жила женщина, у которой было двое сыновей-близнецов. Однажды, не зная, чем накормить голодных детей, она нарвала травы, которая росла неподалеку (а это и была проросшая пшеница), положила ее в казан, налила туда воды, бросила камень, развела огонь и стала варить похлебку. Она очень долго размешивала содержимое казана, дети в ожидании еды успокоились и уснули. Каково же было ее удивление, когда к утру следующего дня эта трава с водой превратились в густую кашу, которой она смогла досыта накормить своих детей».

Вот бывают в жизни неожиданные повороты! А как насчет официального празднования праздника?

В северной провинции Афганистана, Балх, официально празднование Новруза власти начинают поднятием флага над могилой одного из пророков мусульман – Хазрат-и-Али, которая находится в самом центре города Мазар-и-Шариф. Поднятие флага (или джанды) заключается в поднятии длинного столба, к которому привязано множество тряпичных разноцветных материалов. Люди сперва привязывают к столбу прочные веревки, и толпа своей коллективной силой поднимает его над могилой Хазрат-и-Али. Считается, что если столб удается легко поднять, то год выдастся легкий. А если столб поднимут с трудностями, то новый год будет трудным. Подобное празднование происходит и в некоторых других провинциях Афганистана. В честь праздника Новруз  будут общенародные танцы, приглашены артисты не только местные, но и из соседних стран. Самое занимательное – это выставка по продаже разных фруктовых саженцев и цветов, специальные концерты для школьников и учителей.

В Афганистане во времена правления талибов этот праздник был запрещен. Талибы пригрозили, что те, кто ослушается запрета, будут считаться неверными. «Министр по поощрению добродетели и подавлению греховности» правительства Талибана заявлял, что истинные мусульмане должны ненавидеть этот праздник, поскольку он идет от неверующих. После свержения режима Талибан Новруз был возвращен жителям Афганистана. 

 

С Азимом Мохаммади общалась
Юлия Цесаренко

Поділитися посиланням: