Неиссякаемый источник знаний и мудрости

Всестороннее реформирование современного украинского общества в аспекте религиозного осмысления жизни значительно зависит от понимания сущности религии — наиболее субстанционального источника и механизма общественного развития человечества. Религия является не только важнейшим ключевым направлением становления общества, но и первоосновой развития самого человека. Религиозное познание существенно расширяет кругозор современной научной мысли.

Такое утверждение справедливо и относительно жизни многих христиан. Протоиерей Александр Кубелиус (1946 — 2019) принадлежал к числу тех выдающихся православных священнослужителей и христианских богословов, которые своим служением Богу и делу развития богословской науки формировали позитивный образ Украинской Православной Церкви в кругу творческой интеллигенции.


Протоиерей Александр Кубелиус (1946 — 2019)

Меня Господь сподобил знакомства с протоиреем Александром Кубелиусом незадолго до его смерти, когда он находился на лечении в больнице. Но это знакомство стало настоящим духовным торжеством христианской веры, мудрости, смирения, пастырского богословия и эсхатологической надежды. Практически нет человека в Церкви старшего поколения, который бы не знал отца Александра, талантливого студента, выпускника Питерских (тогда — Ленинградских) духовных школ, третьего ректора возрожденной Киевской духовной семинарии и первого ректора Киевской духовной академии.

Справедливости ради отмечу, что он был фигурой сложной, неординарной и противоречивой. Те христиане, которые, как правило, мыслят шаблонами, клише, любят наклеивать ярлыки, называли его либералом, модернистом и экуменистом. Что, с моей точки зрения, для людей, изучающих богословие Церкви, историю христианства, является, скорее всего, положительной характеристикой. Отмечу, что в церковной среде слово «либерал» практически лишено содержательного значения и служит лишь средством манипуляции, словом обвинения или открытым шельмованием, при этом лучшим путем дискредитации человека видится связыванием его имени с заведомо непопулярными в православной среде идеями экуменизма.

Однако практически для всех, кто знал священника, многолетний путь его жертвенного пастырского служения, обширные богословские познания, глубина философской мысли, интуиция, аналитические способности, легкая, светлая ирония, умение проникновенно говорить и вдумчиво слушать человека — навсегда останутся живым и ярчайшим примером доброго и мудрого пастыря Церкви Христовой. Без всякого сомнения, он снискал славу церковного интеллектуала, эрудированного собеседника, философа и видного специалиста в аналитической сфере научных исследований.

В круг его интересов входили богословские, государственные, философские и культурологические вопросы. Особенно близка ему была тема литургического богословия и истории экуменизма. Интерес и любовь к этой проблематике отцу Александру привил его наставник, учитель, доктор церковных восточных наук, заслуженный профессор Восточного папского института, преподаватель Папского Григорианского университета отец Михаил Арранц (1930 — 2008). Известно, что становление протоиерея Александра как самостоятельного и оригинального богослова произошло именно через постижение церковной истории, жизни и творчества святых отцов Церкви в Ленинградских духовных школах. Он лично знал митрополита Никодима (Ротова), будущего патриарха Кирилла (Гундяева), которые, кстати, всегда, очень высоко оценивали его научные изыскания, труды и богословские взгляды.

Отец Александр подробно говорит о том, что жизнь Спасителя, апостолов, подвижников веры ранней Церкви, формирование вероучения Православия в эпоху Вселенских Соборов носят ярко выраженный исторический характер. Церковь строит свою проповедь о Боге на историческом свидетельстве. Все, во что верит православный христианин, имеет сугубо историческую основу. Христианство, согласно его взглядам, является наукой, скорее всего, исключительно в литургическом и историческом контексте. Бог, как отмечает отец Александр, наполняет исторические события мира полнотой бытия, радости, славословия, тайной общения человека с Богом. Ему было совершенно ясно, что христианство открывает новое измерение человеческого бытия в Евхаристии, богослужении. Именно через таинства Бог наполняет смыслом и, в конечном итоге, одухотворяет историческую реальность человека.


Протоиерей Дионисий Мартышин и протоиерей Александр Кубелиус

Очень важна мысль отца Александра, что именно в Евхаристии происходит искупление, освящение, спасение, одухотворение, очищение, врачевание и преображение человеческой жизни. Служение Евхаристии, проповедь, размышления о богослужении для религиозного мыслителя, а именно так необходимо называть отца Александра, были духовным стержнем его бытия. Для него не существовало второстепенных вопросов в истории Церкви, философских мелочей, отвлеченных аспектов богословской мысли, наоборот, он умел акцентировать внимание на тонкостях и особенностях христианской богословской науки. В беседе с ним эпоха святых отцов прошлого и глубокой древности оживала, становилась реальностью человека, живущего в XXI веке. Историю Церкви, воспоминания об архиереях (патриархах, митрополитах и епископах) в своих беседах он настолько красочно описывал и передавал, что возникало естественное желание взять книгу по истории и что-то прочесть дополнительно, так сказать, освежить эпохальные образы и события.

Важно иметь в виду, что глубокий и не всегда рационально объяснимый смысл человеческой истории виделся отцом Александром через призму евхаристического мышления. Он выявлял связь религии и науки, а цель истории он мыслил как установление подлинной христианской культуры. Таким образом, богословские взгляды пастыря органически соединяются с историей, обществоведением, прогностикой, политической аналитикой, образуя в результате единое христианское учение.


«Связь религии и науки»

Протоиерей Александр Кубелиус особо ценил человеческую свободу, пространство личной веры, творчества, самоопределения и свободомыслия. Необходимо признать, что такие взгляды не всегда приходились по душе церковным иерархам, священноначалию Церкви, бюрократической церковной системе, поэтому и пастырское служение отца Александра проходило в селе Креничи под Киевом, а не в храмах и соборах столицы. Ему принадлежит множество фраз и точных выражений о церковной жизни, ставших крылатыми. Особенно в церковной среде известны его иронические слова, которые характеризуют именно его жизнь: «Не посрамлен чинами и орденами».

В беседе с отцом Александром о жизни, ректорстве, богословии, преподавании и пастырском служении, я запомнил его глубокие и одновременно трагические слова: «Самое страшное — это предательство, невыносимо больно, сердце разрывается, когда священник отдает все свои силы, любовь, заботу, саму жизнь своей пастве, а в ответ получает предательство. Страшно осознавать, что манипуляция, политическая игра, болтовня, спекуляции, идеология могут затмить веру во Христа, а политическая демагогия отодвинуть на второй план живую веру в Бога».


Протоиерей Александр Кубелиус в храме

Когда ограничен во времени, а твой собеседник — историческая глыба, философ, интеллектуал, неиссякаемый источник знаний, стараешься как можно больше узнать о его взглядах, мировоззрении, увлечениях, радостях и горестях, успеть, образно говоря, жадными глотками выпить воду общения и постичь житейский опыт. Наспех задаешь ряд вопросов о том, кто ваш любимый писатель, мыслитель, богослов. Отец Александр акцентирует внимание на богословии и служении митрополита Антония Сурожского, протопресвитера Александра Шмемана. Повествуя об отце Михаиле Арранце, его трудах на поприще литургического богословия, отец Александр поднимается над всякой суетой, увлекая тебя в мир христианской мысли, его глаза загораются любовью, надеждой и радостью. Любимыми писателями называет Салтыкова-Щедрина и Чехова. Советует также читать книги на немецком языке для дисциплины ума и литературно-филологической рефлексии.

Лично для меня отец Александр предстал в образе глубоко смиренного человека, восходящего в состоянии болезни на Голгофу, но живущего верой в воскресение, торжество вечной правды Бога. Иными словами, религиозный мыслитель в эсхатологической парадигме — священник, облаченный в рясу богословия надежды. На мой взгляд, романтический культ человеческой личности, творчества, литературы, философии, всепоглощающий контекст пророческой свободы, интеллектуального самоопределения богослова в мире науки и Церкви являются основными характеристиками жизни и пастырства протоиерея Александра Кубелиуса.

Протоиерей Дионисий Мартышин

Поділитися посиланням: